Получение образования в школе занимает значительную часть жизни ребенка, его детства. Важно, чтобы процесс обучения был комфортным и безболезненным для неокрепшей детской психики. Защита интересов и законных прав детей позволяет сделать образование не только безопасным, но и сохраняющим личность, честь и достоинство будущего гражданина правовой и демократической страны.
Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе
Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка.
К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.
Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. и включает:
- выбрать школу как самостоятельно, так и с учетом мнения родителей, в том числе осуществить переход из одной школы в другую в соответствии с учебным планом;
- получить бесплатную педагогическую и психологическую помощь, а при необходимости также и психолого-медико-педагогическую коррекцию;
- выбирать факультативные занятия, соответствующие интересам ребенка (например, спортивные секции, музыкальные занятия или танцевальные кружки и прочие);
- отдыхать как во время учебного процесса (кратковременные перерывы – перемены), так и на каникулах, на которые задание может быть лишь рекомендовано, а не обязательно к исполнению;
- право на уважение со стороны педагогов и других школьников чести и человеческого достоинства – это выражается в запрете на оскорбление, на применение насилия в различных формах, а также в охране здоровья;
- право свободно выражать свои мысли и взгляды, а также свободу совести и информационного обеспечения;
- активно участвовать в жизни школы, в том числе в управлении ею в предусмотренные уставом дни самоуправления;
- пользоваться услугами библиотеки, а равно право получать бесплатно учебники для освоения школьной программы;
- развивать свои знания, а также физическое развитие и участвовать в олимпиадах и соревнованиях, полученные положительные результаты в которых должны быть поощрены руководством школы.
Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.
Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.
Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.
Права в школе отдельных категорий детей
Дети, которые в силу физического и психологического развития, требуют индивидуального подхода и обладают расширенными правами. Это позволяет им чувствовать себя равными другим детям и осваивать школьную программу в соответствии с установленными стандартами образования.
К детям, требующим дополнительное внимание со стороны образовательных учреждений, относятся инвалиды, полные сироты и иные категории установленные законом. Такие дети имеют право:
- приоритетное зачисление в школу при наличии очереди либо ограничений по количеству учеников;
- выбор школы в зависимости от территориального фактора, а также с учетом рекомендаций и показаний медико-педагогической экспертизы;
- при решении вопросов отчисления из-за неуспеваемости обязательно участие Комиссии по делам несовершеннолетних, которая контролирует защиту прав и интересов учеников.
Способы и средства защиты прав ребенка
Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.
Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:
- разрешение возникшей ситуации в устной форме с привлечением классного руководителя и руководства школы;
- при невозможности решения проблемы посредством беседы следует подготовить заявление на руководителя школы и копию направить в отдел образования районной администрации;
- если указанные выше способы не повлекли ожидаемого результата, то следует обращаться в прокуратуру и в полицию. При этом следует обеспечить наличие доказательств (проведение экспертизы в случае физического или психического насилия) и свидетельских показаний.
В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.