СоцГрамота.ру

Как начать собственный бизнес и правильно составить бизнес-план

kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-1Несмотря на экономические трудности сегодняшних дней, многие люди хотят начать свое дело. Но желание натыкается на незнание – человек не представляет, как начать свой бизнес с нуля, как составить бизнес-план в домашних условиях. По счастью, с развитием интернета каждый может получить необходимые сведения. В этой статье читатель узнает, как открыть бизнес, получит важные советы и рекомендации по составлению бизнес-плана.

Правильное отношение для бизнес-активности

Открытие своего бизнеса – это серьезный жизненный шаг, к которому следует отнестись с максимальной ответственностью. Чтобы достичь успеха и зарабатывать хорошие деньги, необходимо избавить себя от множества иллюзий, запастись терпением и различной информацией. Нужно сразу подчеркнуть несколько характерных особенностей.

Чтобы реализовать свою идею, необходимо знать ту сферу рынка, в которой предприниматель намерен работать, понимать особенности спроса и предложения. Необходимо изучить экономические отчетности как на макроуровне, так и на региональном уровне – какова динамика продаж и спроса выбранного товара или услуги. При выборе идеи имеют значение не только субъективные предпочтения (например, любимое дело), но объективные показатели (какой спрос, как покупают и т.д.). И наоборот: именно способность любить то, что человек делает, может принести подлинный успех. Существует множество примеров, когда бизнесмены шли вопреки общественному мнению и добивались успеха, реализуя свою мечту.

kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-2Многие предприниматели идеализируют процесс начала бизнеса, создают эталон. Конечно, красивое рабочее место, производственный цех с технологичным оборудованием, офис с дизайнерской отделкой выглядят красиво, но существует риск распределить свой капитал нерационально. Погоня за идеалом может привести к тому, что у стартапера не окажется достаточно финансов для расширения реальной работы и погашения расходов и задолженностей. Важно правильно соотнести свои возможности и потребности, найти оптимальный вариант. В этом смысле огромную роль играет бизнес-план – в нем заранее определяются все статьи расходов, необходимые траты и расчеты получения прибыли. Грамотное планирование поможет найти сбалансированное положение и постепенно вести свой бизнес к прибыли. Уже состоявшиеся бизнесмены рекомендуют начинать с маленького: создать небольшое предприятие с минимальными инвестициями, начать производство и на практике проверить собственные расчеты, удостовериться в жизнеспособности выбранного дела.

Секрет успеха заключен в планировании и расчете точки безубыточности: через какое время продажи своего продукта будут покрывать расходы на его производство. Это пороговое значение, преодоление которого значит появление реального дохода от бизнеса. Рассчитать ее несложно: сложить месячные суммы планируемых расходов и доходов от ведения бизнеса и соотнести эти значения. Когда эти значения равны, точка безубыточности найдена.

Поначалу бизнес может не приносить прибыли, это нормально. Самое главное, чтобы была положительная динамика увеличения дохода. Принято считать: если точку безубыточности не достичь даже за несколько месяцев, таким бизнесом заниматься нет смысла.

Внимание! Для успеха в бизнесе нужно заранее проанализировать экономико-финансовые показатели своего будущего дела.

Этапы создания своего дела

Люди, которые никогда не занимались предпринимательством, могут ощущать некоторую растерянность: они не понимают плана действий. Чтобы избавить стартапера от ненужных сомнений, траты времени и нервов, ниже приведена четкая последовательность шагов, универсальная для любого бизнеса.

Шаг 1. Поиск бизнес-идеи

Здесь возможны два варианта:

  • разработка уникальной, новаторской идеи;
  • работа над проектом в сфере, в которой присутствуют конкуренты.

Второй случай наиболее частый: люди выбирают ниши, где уже создаются подобные продукты. В этом случае предприниматель входит со своим товаром или услугой на рынок, заполненный конкурентами. Значит, ему необходимо усовершенствовать свой продукт, создать конкурентные преимущества, которые будут выделять его товар в глазах потребителя, побуждать людей покупать именно его.

Совет. Для нахождения как самой бизнес-идеи, так и ее уникальных особенностей, бизнесмены смотрят на проблемы как на возможности. В проблемах сокрыты неудовлетворенные потребности потребителя, выявление потенциальной возможности может стать основой своего дела.

Шаг 2. Анализ ситуации на рынке

kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-3Определив несколько возможных бизнес-идей, будущий предприниматель должен оценить степень их привлекательности для людей. Для этого полезно изучить уже работающих конкурентов, востребованность их продуктов, присутствие в магазинных сетях. Необходимо найти и оценить те достоинства и недостатки, которые у них имеются. Рекомендуется опросить потребителей и поинтересоваться их мнением – это имеет значение, потому что все производители всегда ориентируются на своих потребителей. С этими показателями нужно сравнить свой продукт: в чем он лучше, в чем хуже, а в чем – уникален. Это потребуется для создания товара высокого качества.

Шаг 3. Планирование

Под этим пунктом подразумевается создание бизнес-плана. Он должен быть уникальным. Нет смысла покупать готовый проект – в нем нет никакой пользы, так как он не учитывает особенности конкретной ситуации. Подразделяют бизнес-планы на две категории:

  • для привлечения инвестиций извне;
  • для реального расчета экономических показателей.

На самом деле такое разделение ошибочно, потому что хороший план поможет самому бизнесмену при ведении дела. Часто запланированные и реальные показатели отличаются, но чем лучше план, тем меньше они отличаются. Сверяться с бизнес-планом – естественная практика грамотных предпринимателей; это помогает в определении точки безубыточности, формировании ценовой политики и сохранении расходов в приемлемом диапазоне.

Бизнес-план делает ведение бизнеса более эффективным, повышает КПД каждого шага. Подробнее о том, как составлять бизнес-план в домашних условиях, написано в разделе ниже.

Шаг 4. Начальный капитал

Подробный бизнес-план и анализ ситуации дают ответ, какие первоначальные вложения потребуются для запуска дела. Полученную сумму принято увеличивать еще на 20% — это поможет покрыть незапланированные расходы, которые появляются практически всегда.

Необходимо определиться с тем, откуда взять деньги для начала коммерческой деятельности. Идеальный вариант: все расходы бизнесмен покрывает из своего кармана. Это оказывается возможным далеко не всегда, потому люди ищут внешние источники финансирования:

  • кредиты от различных финансовых учреждений;
  • государственные программы помощи малому предпринимательству;
  • покупка франшизы;
  • нахождение инвесторов.

Внимание! Начинать бизнес только на средства по кредиту строго не рекомендуется!

Обыкновенно человек, планирующий открытие своего бизнеса, обладает какими-то деньгами, которые позволят положиться не только внешние ресурсы. Иногда люди просто находят дополнительный заработок для сбора начальной суммы.

Шаг 5. Государственная регистрация

Для начала работы нужно зарегистрировать бизнес – это необходимо для определения налоговой базы и государственной идентификации участника хозяйственной деятельности.

В данный момент в России действует несколько форм собственности:

  • kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-6индивидуальные предприниматели;
  • общества с ограниченной собственностью (ООО);
  • акционерные общества (открытого и закрытого типа – ОАО и ЗАО);
  • публичные акционерные общества (ПАО);
  • крестьянско-фермерские хозяйства (КФК).

Выбор формы собственности зависит от типа деятельности, размера капиталовложений и других параметров. Все эти формы подразделяются на физические и юридические лица. Например, самая удобная форма для малого предпринимательства – ИП, в этом случае не образуется юридического лица. Это позволяет платить меньше налогов и оформлять меньше документов.

Начало работы

  • Сначала рекомендуется протестировать идею. Вместо серьезного вложения денег в производство и реализацию лучше изготовить небольшую партию товара (услуги), провести бюджетную рекламную акцию и продать этот продукт. На основе полученных данных, обратной связи от потребителей понять, что нужно корректировать, какие изменения вводить (в цену, качество товара, рекламный слоган и др.) для увеличения продаж и прибыли. Этот ход поможет увидеть реальную востребованность или невостребованность продукта, понять свои следующие шаги.
  • Если тестирование проведено успешно и введены нужные изменения, можно увеличивать производство, развивать свою сбытовую сеть. После нахождения точки безубыточности прибыль начнет увеличиваться. С ней нужно поступить грамотно: всегда следует помнить о неучтенных расходах, потому часть своей прибыли нужно откладывать на покрытие возможных трат. Также рекомендуется завести доходную статью, в которую откладывать часть средств для дальнейшего развития и расширения производства.

Грамотный маркетинг

kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-4В условиях высокой конкуренции свой продукт нужно активно продвигать, доносить до сведения потребителя. Помимо увеличения продаж, маркетинг создает потребность в товаре. Встречая рекламные послания, в уме потребителя создается своеобразная привычка на любимый товар, он начинает искать его. Это естественно приводит к увеличению сбытовой сети; если товар качественный и популярный, магазины сами ищут его и хотят включить в свой ассортимент. Способов рекламы много – от прямой до опосредованной, от агрессивной до «легкой». Правильная работа в этом направлении существенно увеличивает объемы продаж и прибыль предприятия.

Самостоятельное составление бизнес-плана

В этом документе указывается подробная информация о будущем предприятии, анализируются его сильные и слабые стороны, факторы риска и развития. Здесь рассчитывается окупаемость товара (услуги), определяются методы купирования угроз, использования возможностей, прогнозируются будущие события.

Информация в бизнес-плане подразделяется на несколько разделов, где приводятся сведения в понятном виде. Правильный и ясный документ поможет не только самому стартаперу, но и поспособствует в привлечении внешних инвестиций. Бизнес-план состоит из нескольких разделов.

Титульный лист. Он служит для идентификации проекта и его участников. Указывается название бизнес-идеи, разработчики и руководители. В сжатой форме здесь могут быть вынесены основные финансовые показатели.

Внимание! К документу прилагается меморандум у конфиденциальности, который защищает права разработчиков на эту информацию. По сути, это авторские права, которые запрещают использовать и распространять информацию без согласия автора.

Вступительные части. К ним относятся резюме и описание главной идеи. Здесь указывается:

  • проектная цель;
  • какой продукт будет производиться;
  • объемы продаж и прибыли на первый год деятельности фирмы;
  • источники финансирования;
  • рентабельность, сроки окупаемости и другие важные финансовые показатели;
  • SWOT – анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы);
  • какие действия намерен выполнить автор для достижения поставленных задач.

Указываются точные и обоснованные аргументы, которые дают понять, почему автор уверен в успехе задуманного дела.

Характеристика выбранной сферы на рынке. В этом разделе проект обосновывается на основе анализа рыночной ситуации.

  • kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-5изучается динамика продаж выбранного товара и аналогичных продуктов, особенности формирования цен;
  • приводится анализ конкурентов, новых предприятий в отрасли;
  • анализ потребительского поведения, его причин;
  • перспективы развития рынка, возможные риски.

Предметная идея бизнеса. В разделе подробно раскрывается тот проект, которому посвящен весь документ. Формируются основные и второстепенные цели и задачи, оцениваются потребители. Определяются факторы успеха, конкурентные преимущества. Описывается процесс производства товара, этапы с приведением стоимости всего проекта и отдельных расходных статей.

Маркетинг и продвижение. Описывается стратегия поведения предприятия на рынке в контексте доведения товара до потребителя. Указывается, информация о:

  • методах и способах продвижения продукта;
  • особенности упаковки товара;
  • сбытовой системе;
  • возможностях усовершенствования продукта;
  • сервисное обслуживание (при наличии);
  • инструменты контроля и анализа за эффективностью рекламной кампании.

Описание производства. Здесь указывается вся информация о производственно-технологическом процессе: какие необходимы ресурсы и площадь, оборудование и поставщики сырья. Подробно описывается каждая операция технологического процесса и себестоимость затрат.

Финансы. Приводятся подробные расчеты финансового развития фирмы, окупаемости, точки безубыточности, рентабельности и др.

Открытие своего дела – ответственный и значимый шаг для каждого человека. Этот процесс непростой, но с ним может справиться каждый гражданин. Информация в этой статье приводит важные сведения, дает ответ на вопрос, как начать свой бизнес с нуля.

Как начать бизнес с нуля: видео