Во время продажи квартиры участникам договора следует составить и подписать акт приема-передачи. Он необходим для завершения сделки, исключения возможных споров и разбирательств. В образце этого документа подробно описывается состояние жилья и документируется факт передачи ключей от продавца к покупателю. В данной статье читатель сможет узнать, как и когда правильно заполнять этот акт, что следует указать в нем для защиты своих интересов.
Зачем нужен акт приема-передачи
Он является передаточным актом, составляется во время реализации недвижимости и передается приобретателю вместе с покупкой квартиры. Этот акт, одобренный и подписанный обеими сторонами сделки, прикладывается к основному договору купли-продажи.
Существует типовой образец такого документа, который используется при продаже и аренде жилья. Цель его – на материальном носителе описать состояние предмета договора (то есть, самой недвижимости) на момент передачи.
В акте приема-передачи прописываются все дефекты, недочеты, особенности, влияющие на эксплуатацию жилья. Изначально его составляет продавец; проверяет соответствие описания с реальностью покупатель, делая осмотр самой недвижимости. Если обнаружится неуказанное несоответствие (-ия), он может потребовать вписать его или снизить общую стоимость недвижимости на соразмерную сумму, необходимую для устранения недостатка.
Внимание! Если неучтенный в акте приема-передачи квартиры недочет обнаружен уже во время эксплуатации жилья новых хозяином, он вправе обратиться в суд с требованиями.
Другими словами, этот документ позволяет устранить любые возможные претензии друг к другу:
- продавец заранее указывает обо всех несоответствиях (если они есть), чтобы в дальнейшем избежать судебной тяжбы;
- покупатель перепроверяет информацию, удостоверяясь, что состояние приобретаемой квартиры соответствует обещаниям продавца.
Акт приема-передачи недвижимости составляется в произвольной форме, однако общеприняты некоторые требования для систематизации и структурирования информации. Это поможет использовать бумагу в качестве доказательства в суде. Составляется в двух копиях, для обоих участников договора.
Существуют два способа составить передаточный акт:
- Составить отдельный документ в качестве приложения к договору купли-продажи. При перерегистрации недвижимости в Росреестре акт передается вместе с самим договором. Он может быть заверен нотариально (по желанию).
- Внести в текст договора раздел о состоянии передаваемого жилья, в котором прописать все особенности.
Что необходимо учесть при оформлении документа
Как сказано, установленных законом требований к составлению акта приема-передачи не существует, но нужно следовать определенному плану, чтобы он являлся юридически действительным. В передаточном акте необходимо указать следующие сведения:
- Дата составления (заключения), населенный пункт (место подписания).
- Подробная информация об участниках договора купли-продажи: для физических лиц — ФИО, данные паспорта; для юридических лиц дополнительно — ИНН, документы организации.
- Номер и дата заключения договора купли-продажи недвижимости.
Внимание! Если сделка оформлена нотариально, номер доверенности указывается здесь же.
- Информация о предмете соглашения – квартире. Указываются ее характеристики: этажность, площадь, количество комнат и др.
Подробно описывается техническое состояние: наличие отделки (ремонта) стен, потолочного покрытия, особенности пола; состояние всех сетей (газовых, электрических, водопроводных, отопления); состояние окон (балконов и лоджий), дверей (входных и межкомнатных); при наличии имущества, которое передается с квартирой, привести перечень и техническое состояние всех позиций.
- При наличии и обнаружении при осмотре дефектов все они указываются.
- Закрепление на бумаге факта передачи ключей и оригинальных документов от квартиры покупателю для пользования и регистрации.
- Подписи сторон с расшифровкой, юридические лица также ставят печать.
Это основные разделы передаточного акта, при желании стороны вправе вписать дополнительные пункты. Также можно добавить запись, что участники договора купли-продажи не имеют каких-либо претензий друг к другу.
Акт приема-передачи при покупке жилья является важной деталью, которая обеспечивает защиту прав граждан. Имея на руках подписанный документ, человек может быть уверен в собственной защищенности на непредвиденный случай.