Каждый человек, имеющий определенный стаж работы в той или иной сфере, имеет свой послужной список. Это перечень его достижений, личностных качеств, которые могут охарактеризовать его именно как работника.
Зачем нужна характеристика с места работы?
Этот важный документ многие недооценивают, считая его пережитком прошлого. Однако к нему до сих пор внимательно относятся работодатели и сотрудники различных инстанций, особенно в государственных и бюджетных организациях. Положительная или отрицательная характеристика может стать решающим моментом в принятии решения относительно гражданина, на которого она была представлена.
Как правильно написать характеристику?
Документ должен быть подписан руководителем предприятия\подразделения, заверен печатью. Он несет полную юридическую ответственность за достоверность указанных в ней данных. Форма заполнения документа формально не определена. В сети интернет можно найти и скачать образец, а можно написать характеристику самостоятельно, в свободной форме. Лист должен содержать следующие данные:
- Выдано кем и для кого (так называемая «шапка», заполняется в правом верхнем углу страницы);
- Заголовок «Характеристика» (посередине листа);
- ФИО гражданина;
- дата и место его рождения;
- полученное образование (включая незаконченное), где учился;
- последнее место работы (где, непосредственно и составляется документ);
- продолжительность работы на последнем месте;
- послужной список, перечень наград и достижений (если есть);
- информация о пройденной программе повышения квалификации (если есть);
- личные качества гражданина;
- профессиональные качества и навыки;
- наличие или отсутствие лидерских качеств;
- участие его в благотворительных мероприятиях, олимпиадах, субботниках и т.д.;
- наличие опыта работы за рубежом (если требуется);
- цель предоставления характеристики;
- дата составления документа (в левом нижнем углу листа);
- должность и ФИО должностного лица, выдавшего характеристику (в правом нижнем углу листа).
Внимание! Характеристика должна быть написана разборчиво. Возможно заполнение как от руки, так и машинописным способом. В ней должны содержаться только достоверные данные. Лучше, если вся информация о сотруднике будет изложена кратко и лаконично. Оптимальный размер для прочтения – 1 лист формата A4, заполненный шрифтом среднего размера.
Внутренняя и внешняя характеристика
Характеристики, выдаваемые работникам, условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Первая выдается работнику на руки по его просьбе и предоставляется им по месту требования. Как правило, этот документ может ему потребоваться в следующих случаях:
- при поступлении на учебу по программам СПО и ВО;
- при решении каких-то бытовых и жилищных вопросов;
- для предоставления документа в органы правопорядка и судебной системы.
Внутренняя характеристика обычно бывает затребована самим предприятием или подразделением, в котором трудится гражданин. Как правило, актуально лишь в крупных, а также в государственных и муниципальных учреждениях. Она бывает полезна в следующих случаях:
- когда стоит вопрос о переводе гражданина на другую должность (с повышением или понижением);
- при риске дисциплинарного взыскания или увольнения;
- при рассмотрении кандидатуры работника для направления его в ответственную и важную для предприятия командировку.
В любом случае, если работодателю небезразлична судьба человека, которому он планирует выдать характеристику, то документ должен быть составлен как можно более грамотно и отражать как можно большее количество положительных качеств работника.