СоцГрамота.ру

Характеристика с места работы. Что такое характеристика на сотрудника?

kak-napisat-xarakteristiku-na-rabotnika-obrazec-3Каждый человек, имеющий определенный стаж работы в той или иной сфере, имеет свой послужной список. Это перечень его достижений, личностных качеств, которые могут охарактеризовать его именно как работника.

Зачем нужна характеристика с места работы?

Этот важный документ многие недооценивают, считая его пережитком прошлого. Однако к нему до сих пор внимательно относятся работодатели и сотрудники различных инстанций, особенно в государственных и бюджетных организациях. Положительная или отрицательная характеристика может стать решающим моментом в принятии решения относительно гражданина, на которого она была представлена.

Как правильно написать характеристику?

Документ должен быть подписан руководителем предприятия\подразделения, заверен печатью. Он несет полную юридическую ответственность за достоверность указанных в ней данных. Форма заполнения документа формально не определена. В сети интернет можно найти и скачать образец, а можно написать характеристику самостоятельно, в свободной форме. Лист должен содержать следующие данные:

  • kak-napisat-xarakteristiku-na-rabotnika-obrazec-2Выдано кем и для кого (так называемая «шапка», заполняется в правом верхнем углу страницы);
  • Заголовок «Характеристика» (посередине листа);
  • ФИО гражданина;
  • дата и место его рождения;
  • полученное образование (включая незаконченное), где учился;
  • последнее место работы (где, непосредственно и составляется документ);
  • продолжительность работы на последнем месте;
  • послужной список, перечень наград и достижений (если есть);
  • информация о пройденной программе повышения квалификации (если есть);
  • личные качества гражданина;
  • профессиональные качества и навыки;
  • наличие или отсутствие лидерских качеств;
  • участие его в благотворительных мероприятиях, олимпиадах, субботниках и т.д.;
  • наличие опыта работы за рубежом (если требуется);
  • цель предоставления характеристики;
  • дата составления документа (в левом нижнем углу листа);
  • должность и ФИО должностного лица, выдавшего характеристику (в правом нижнем углу листа).

Внимание! Характеристика должна быть написана разборчиво. Возможно заполнение как от руки, так и машинописным способом. В ней должны содержаться только достоверные данные. Лучше, если вся информация о сотруднике будет изложена кратко и лаконично. Оптимальный размер для прочтения – 1 лист формата A4, заполненный шрифтом среднего размера.

Внутренняя и внешняя характеристика

Характеристики, выдаваемые работникам, условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Первая выдается работнику на руки по его просьбе и предоставляется им по месту требования. Как правило, этот документ может ему потребоваться в следующих случаях:

  • при поступлении на учебу по программам СПО и ВО;
  • при решении каких-то бытовых и жилищных вопросов;
  • для предоставления документа в органы правопорядка и судебной системы.
Внимание! Особенно внимательно необходимо отнестись к составлению документа, который был затребован органами власти в случае, если сотрудник находится под подозрением в нарушении правопорядка и закона. Дело в том, что все карательные органы при вынесении своего решения обязаны учитывать личностные качества как подозреваемого, так и потерпевшего. Его семейное и имущественное положение, моральный облик и послужной список.

kak-napisat-xarakteristiku-na-rabotnika-obrazec-1Внутренняя характеристика обычно бывает затребована самим предприятием или подразделением, в котором трудится гражданин. Как правило, актуально лишь в крупных, а также в государственных и муниципальных учреждениях. Она бывает полезна в следующих случаях:

  • когда стоит вопрос о переводе гражданина на другую должность (с повышением или понижением);
  • при риске дисциплинарного взыскания или увольнения;
  • при рассмотрении кандидатуры работника для направления его в ответственную и важную для предприятия командировку.

В любом случае, если работодателю небезразлична судьба человека, которому он планирует выдать характеристику, то документ должен быть составлен как можно более грамотно и отражать как можно большее количество положительных качеств работника.

Как составить характеристику: видео