СоцГрамота.ру

Составление качественного резюме и сопроводительного письма: секреты и особенности

primer-soprovoditelnogo-pisma-k-rezyume-5Чтобы выставить свою кандидатуру на ту или иную должность при устройстве на работу, кандидат должен составить и подать резюме. К тому же сейчас, вслед за европейскими странами, становится популярным написание сопроводительного письма, в котором соискатель способен показать свои ключевые умения и профессиональные навыки, объяснить, чем он лучше, и почему брать на работу следует именно его. В данной статье приведена ценная информация, как правильно составить образцы этих важных документов.

На что нужно обратить внимание, чтобы составить качественное резюме

На самом деле, выгоднее приложить усилия и составить резюме высокого качества, чем просто раз за разом отсылать ничем не примечательные бумаги во множество компаний. Этот документ действительно имеет значение при устройстве на работу.

Внимание! Некоторые считают, что на высокооплачиваемую и перспективную работу устроиться можно только через связи и знакомства, но это всего лишь предубеждение. Конечно, такое встречается, но процент подобных ситуаций в общем весьма невысок.

Работодатель может получить информацию о соискателях только посредством резюме. На основе того, что указано в бумаге, компания делает вывод: начинать рабочие отношения с человеком или «отбраковать». Исходя из этого простого понимания ясно, что грамотное составление этого документа имеет принципиальное значение.

Придерживаться нужно простой и ясной структуры, каждый пункт должен быть четко определен, и в нем следует преподносить только соответствующую информацию. Несмотря на то что каких-то регламентов по составлению резюме не существует, принята определенная структура, которой придерживаются в деловой среде:

  • primer-soprovoditelnogo-pisma-k-rezyume-1ФИО претендента, личная информация, адрес, контакты;
  • опыт работы;
  • образование;
  • профессиональные навыки;
  • дополнительная информация.

В тексте нужно четко назвать ту должность, на которую соискатель претендует. Некоторые люди самонадеянно указывают, что они подходят для любой должности, это является грубой ошибкой. Дело в том, что должность упрощает рассмотрение резюме, для каждой должностной позиции имеются свои требования, по которым работодатель или отдел HR могут сравнивать информацию в документе. Если они этого сделать не способны по причине неопределенности в самом резюме, кандидат снимается с рассмотрения.

Подобно дело обстоит с указанием желаемой заработной платы. Суммы нужно указывать конкретно и точно, без «от и до» или непонятных работодателю чисел «21 353 руб.» и т.п. Конечно, указание зарплаты зависит от конкретной ситуации, в любом случае этот вопрос будет обсуждаться на собеседовании.

Говоря об образовании: если человек окончил обучение достаточно давно, то он указывает об этом кратко. Если претендент молодой и у него мало опыта, то успехи в обучении рекомендуется описать подробнее (успешный диплом, курсовые, практика и т.д.).

Если у человека есть стаж, то рекомендуется написать о нем в хронологическом порядке, начав с самого последнего места работы. Затронуть прошедшие 5-10 лет.

Указывая профессиональные навыки, лучше избежать банальностей об ответственности и целеустремленности: это указывают все люди. Лучше написать о проявленных в ранней работе качествах, которые привели к реальным результатам («подготовил важную работу раньше положенного срока» и т.д.).

Важные моменты при составлении резюме

Итак, как сделать свое резюме наиболее конкурентоспособным?

Лаконичность и точность

primer-soprovoditelnogo-pisma-k-rezyume-4Заполненная бумага должна быть составлена в деловом стиле, в котором будет описана наиболее интересная работодателю информация. Оптимальный объем — от одной до двух страниц. Вторую страницу следует добавлять лишь в том случае, если одной страницы не хватит для изложения информации.

Меньше писать не рекомендуется – резюме на половину страницы выглядят несерьезно и несолидно в глазах работодателя, HR-специалиста. А большие объемы выглядят уже непрофессионально, зачастую просматриваются недостаточно внимательно, а то и сразу отправляются в «брак». Известны примеры, когда некоторые соискатели составляли целые трактаты в духе российских классиков, резюме на 20 с лишним страниц. Возможно, составители полагали, что объем будет показывать их серьезность и заинтересованность, но это проводит к обратному результату. «Краткость – сестра таланта».

Грамотность

Отсутствие ошибок и опечаток разного рода показывает соискателя с выгодной стороны, это также один из основных критериев первоначальной оценки резюме. При составлении документа в текстовом редакторе на компьютере можно использовать программную проверку орфографии или специальные интернет-сервисы. Если в семье или среди знакомых есть грамотный человек, рекомендуется дать текст ему на проверку.

Анализировать необходимость приведения той или иной информации

primer-soprovoditelnogo-pisma-k-rezyume-2Каждому соискателю при составлении своего резюме полезно поставить себя на место работодателя и оценить с этой точки зрения изложенную информацию:

  1. Деловой стиль изложения не допускает панибратства, ненужного юмора или иронии.
  2. Указывая персональные сведения, не следует указывать свои паспортные или иные регистрационные данные. Резюме – это только знакомство, и такие подробности в нем не нужны.
  3. Ссылки на свои страницы в социальных сетях имеет смысл указывать, только если они характеризуют соискателя как профессионального специалиста, и в них нет лишней информации, которая может привести к отказу.

Указать дополнительную информацию об успехах на прежнем месте работы

Претенденту выгодно осведомить работодателя о прохождении курсов по повышению квалификации и т.д., которые он посещал по своему желанию и намерению. Это будет значить, что человек желает совершенствоваться и что-то делает для этого, и это – несомненное преимущество для работодателя. Только указывать нужно именно ту информацию, которая важна в контексте искомой должности (курсы повара при устройстве охранником не имеют значения).

Совет. Полезно указывать свои достижения и успешные результаты на предыдущих работах, которые привели к улучшению рабочих показателей предприятия.

Правила составления сопроводительного письма к резюме

В данный момент в России практика написания таких писем только входит в моду и еще не распространена среди работников и работодателей, хотя в западных странах написание сопроводительного письма считается хорошим тоном.

Внимание! Но уже сейчас в российских условиях порядка 8% работодателей изучают только резюме с такими письмами.

На самом деле хорошо составленное сопроводительное письмо не только повышает шансы на успех, но и может стать тем «ключом», который откроет претенденту желанную работу. А раз так, то выгодно научиться составлять такие документы правильно.

Цель письма заключается в том, чтобы обратить пристальное внимание работодателя на само резюме, изучить его ответственно. Опять-таки составляется оно произвольно, определенных требований нет. Потому важны здесь правильные акценты, смысловое наполнение и грамотное написание.

В большинстве случаев составляется также в рамках делового стиля, без лишнего креатива и самодеятельности, только если последнее необходимо для трудоустройства. Например, для работы в творческом коллективе нестандартное составление приветствуется.

Одним словом, письмо — это краткая презентация самого себя, анонс к резюме. Допустимый объем документа – 3-4 абзаца небольшого размера

Какие пункты важны при составлении сопроводительного письма?

primer-soprovoditelnogo-pisma-k-rezyume-3Указать, откуда человек узнал о вакансии в том случае, если документ направляется напрямую к возможному работодателю, а не в фирму по рекрутингу.

Обращаться к адресату уважительно и корректно, по имени, если оно известно; если нет, то можно использовать вежливое обращение ко всему рабочему коллективу: «дамы и господа», иногда может подойти «работники», «трудовой коллектив» и т.д. Однако, с вариациями тоже нужно быть осторожнее.

В основном послании соискателю следует лаконично и понятно представиться, показать, почему нужно выбрать именно его. Показать свой опыт и конкретные достижения на прошлых работах, то есть свои конкурентные преимущества. Следует указать такие данные, которые побудят работодателя внимательно изучить резюме.

В конце нужно подписаться, оставить свой номер телефона, контактные данные и добавить, что в случае необходимости «готов приехать на собеседование».

В конце письмо также нужно проверить на грамотность и устранить все возможные ошибки.

При отправке резюме вложенным файлом по e-mail текст сопроводительного письма следует вложить в «тело» сообщения (в качестве первой презентации о соискателе).

Устройство на работу – это целое искусство, к которому нужно подходить с определенной долей вдохновения. Если претендент составит все документы правильно, то положительные решения и обратные звонки от работодателей будут сопровождать его значительно чаще!

Как правильно составить резюме: видео